РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МБДОУ № 13
Цель: Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.
Задачи:
- участие в создании эмоционально комфортных условий для субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) в ДОУ;
- повышение психологической культуры педагогов и родителей;
- изучение особенностей развития детей в триединстве эмоциональной; волевой и интеллектуальной сфер;
- определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников.
Основные направления работы:
- профилактики и просвещения;
- психодиагностики;
- поддержки деятельности ДОУ;
- консультирования;
- коррекции и развития.
Психологическая диагностика:
Основная цель – получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.
Диагностика проводится с детьми 3-7 лет с письменного согласия родителей 2 раза в год: сентябрь-октябрь и апрель-май.
- Диагностика развития основных психических процессов (3-7 лет)
- Диагностика психологической готовности к школе (6-7 лет)
- Диагностика тревожности (5-7 лет)
- Проективные тесты (5-7 лет)
Остальная диагностика проводится по запросу родителей.
Коррекционно-развивающая работа:
На основе результатов диагностики формируются группы развития.
Коррекционно-развивающая работа ведется по программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста (3-6 лет) «Цветик-семицветик» автор Куражева Н.Ю.
Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
- Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка, в мир человеческих эмоций.
- Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
- Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
- Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
- Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
- Формирование позитивной мотивации к обучению.
- Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Занятия проходят в групповой форме, в зависимости от возраста детей наполняемость групп 5-10 человек.
Отдельно, на основе рекомендаций городской ПМПК, разрабатывается коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ, которая включается в индивидуальный образовательный маршрут.
Занятия с этими детьми проводятся 1-2 раза в неделю в индивидуальной и групповой форме. Диагностика проводится 3 раза в год: в начале года, в середине и в конце года.
В 2016-2017 году в ДОУ на учете состоит 9 детей с ОВЗ.
Консультативная работа:
Основная цель : оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
Оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса;
Обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
Формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
Консультирование проводится с педагогами ДОУ и родителями.
С воспитателями консультации проводятся в течение всего учебного года по следующим вопросам:
- Консультации по результатам диагностики.
- Консультации по проблемам воспитания, обучения и развития детей.
- Консультации по личным вопросам.
Индивидуальные консультации с родителями проводятся в течение учебного года, ежедневно с 8 до 9, в четверг с 16 до 18.
В конце учебного года проводятся групповые консультации по результатам диагностики и проведенной коррекционно-развивающей работы.
С родителями детей подготовительных групп проводится групповая консультация «Проблема психологической готовности к школе».
Так же в течение года организуются групповые консультации родителей по запросу:
«Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким? Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?»
«Как бороться с детской истерикой»
« Как правильно хвалить ребенка»
«Ребёнок у экрана»
«Как родителям помочь застенчивому ребенку»
«Ребёнок с синдромом гиперактивности»
«Агрессивный ребёнок»
«Возрастные кризисы 3-х и 7-ми лет»
«Скоро в школу».
Профилактическая работа:
С целью профилактики и просвещения по вопросам детской психологии в группах ДОУ педагогом-психологом оформляется уголок психолога, в который регулярно выкладываются материалы для родителей.
Для воспитателей так же подбираются материалы, для расширения их знаний по детской психологии.
|